Лавка Велеслава

Девичий праздник, завершающий Русалью (Русальскую) седмицу, или Первые Русалии, отмечаемый 22 цветеня/апреля — накануне Ярилы Вешнего (см. далее). О сию пору расцветает яблоня. По народным поверьям, утром этого дня прилетает в яблоневый сад птица Сирин — птица Печали, которая грустит и плачет. А после полудня прилетает в яблоневый сад птица Алконост, которая радуется и смеётся. Слёзы птицы Сирин — Мёртвая вода, роса с крыльев птицы Алконост — вода Живая. Если умыть болящего в этот день сначала Мёртвой, а потом Живой водой, он непременно исцелится. В этот день девушки приносят на берега водоёмов дары русалкам, а в ночи, непременно в тайне от парней, творят свою девичью ворожбу.  Подробнее...
Группа Славянская Традиция
 



Видео
Фото
Аудио
Обои

 

РОДНОВЕРИЕ НА УКРАИНЕ.

  Богумир (Р.Д. Мыколаев) 2007 год

РОДНОВЕРИЕ НА УКРАИНЕ. Структура и идеология украинских языческих течений  

 Среди  языческих групп Украины организационно лучше всего оформлены Собор Родной Украинской Веры с центром в г. Виннице, Родная Православная Вера и Объединение Родноверов Украины с центрами в Киеве. "Ягновера" и "Ладовера" существуют сугубо в теоретико-идейном измерении, не имеют сплоченных общин последователей. Украинское происхождение имеет также общество "Большой Огонь" Г. Боценюка, которое до недавнего времени действовало в г. Житомир. Хотя последнее течение относится скорее к общеславянскому, чем к украинскому родноверию. Следует также упомянуть десятки религиозных общин родноверческой окраски, которые не являются зарегистрированными или не присоединяются к общепризнанным в религиоведении течениям украинского родноверия. Таких общин немало по всей Украине. Автору известны общины в Харькове, Одессе, Черновцах, Полтаве, Рубежном. К категории "скрытых" (для изучения по первоисточникам) родноверов относится не малое число независимых родноверов, которые имеют свои собственные концепции; это также прородноверчески настроенные "неконфессиональные верующие", которые не считают необходимым объединяться в общины. Таких особенно много среди патриотически настроенной украинской общественности. В настоящее время на Украине функционирует 83 общины разных родноверских направлений, в частности 47 – РУНВеры.

  РУНВера   РУ́Н-ве́ра — украинский языческий культ Родная Украинская Национальная Вера, основанный после второй мировой войны Львом Силенко в украинской диаспоре.Первая община РУН-Веры была зарегистрирована в Чикаго (США) в 1966 году[1]. Символом религии Лев Силенко избрал тризуб как национальный герб Украины. Доктрина РУН-веры изложена в сочинении Л.Силенко «Мага-вера». Центр культа, собор святой матери Украины, находится в США, в городе Спринг Глен (штат Нью-Йорк) [2].Первая община РУН-Веры была зарегистрирована на Украине в сентябре 1991 года. В октябре 2000 года в Виннице состоялся съезд, который принял решение о создании Всеукраинского религиозного объединения — Собора Родной Украинской Веры[1].На 1 января 2007 года на Украине было зарегистрировано 47 религиозных общин РУН-веры, ещё 2 были не зарегистрированы. Наибольшее количество общин было в следующих регионах: Киев — 11, Полтавская область — 6, Львовская, Черкасская и Одесская область — по 4 общины. Количество священнослужителей составило 42 человека[3].РУН-вера — наиболее многочисленная из организаций язычников на Украине. Общее количество других языческих общин вне РУН-веры на 1 января 2007 года — 62[4]. РУНВера несколько иначе объясняет наши древние верования. Так, ее верующие поклоняются только одному богу – Даждьбогу, а пророками считают Тараса Шевченко, Ивана Франко и Лесю Украинку. Даждьбог есть и у правоверов, но в высший триглав он не входит. Основателем новой религии стал Лев Силенко из Кировоградщины, которого предки "во имя спасения потомков позвали возвестить РУНВеру в единственного господа с именем Даждьбог". В 1966 году Лев Силенко зарегистрировал в диаспоре первую общину верных РУНВеры, потом были созданы общины в Америке, Австралии, Европе. Теперь в Украине существует 47 зарегистрированных общин. "Но знаем: есть рабский, а есть свободный. Народ, имеющий родную религию, не подчиняет себя иностранным религиозным авторитетам, догмам, канонам. И посланный Господом я говорю: для каждого народа его родная вера является самой лучшей верой. Много есть родных матерей на свете, но родная мать – самая лучшая, почитайте ее", – проповедует Лев Силенко. Рунвисты считают, что политеизм, то есть многобожие, является низшей формой религии, зато вера в одного бога – признак высшей формы. Они уверены, что разные боги у разных народов – это из-за отличия в мировоззрении, мировосприятии, и плохо, когда у народа собственного бога нет. Именно поэтому Лев Силенко и разработал идеологию РУНВеры, изложив ее в 1979 году в книге "Мага Вера". В книге есть рассказы о сущности Даждьбога, но большая часть – исторические исследования на территории Украины и Индии. По мнению рунвистов, у нас было письмо еще задолго до Кирилла и Мефодия, а сам украинский народ изобрел колесо. 5000 лет назад мы смогли добраться до Индии и привезли туда пшеницу и веды, Лев Силенко находит в санскрите много украинских слов. "Наша вера основывается на науке, все у нас связано с Солнцем, другими космическими явлениями и процессами. И именно поэтому у нее есть будущее, у нас исключены суеверия, – объясняет киевский рунтато (рунвесский священник) Мирослав Марченко – Наша вера – вера украинцев, патриотов Родины". От заповедей РУНВеры веет позитивом: "Самосовершенствуй ум, душу и тело", "Верь в себя", "Люби детей", "Не оставляй в беде друга своего", "Люби родственников своих", "Живи для добра Отчизны". Но новая религия сложно воспринимается. Наверное, из-за того, что много синтезировано самим Силенко. Например, возникает вопрос, если есть Даждьбог, то почему же не может быть и других богов, как у правоверов. Рунвисты объясняют это духовной эволюцией: да, действительно, было когда-то много богов, но единственный – Даждьбог – новая ступень религиозного прогресса.

  Собор Родной Украинской Веры. Это течение своими корнями уходит в 1991 год, когда была создана Винницкая община Родной веры "Побужье". В 1994 г. несколько винницких родноверческих общин объединились, образовав Собор Родной Веры [8, 312]. Но тогда не удалось зарегистрировать эту религиозную структуру. В 2000 г. по причине конфликта с руководством ОСИД РУНВеры* винницкие общины были исключены из этого объединения и уже 28-29 октября вместе с другими родноверческими общинами (всего 11) образовали Собор Родной Украинской Веры. 28 декабря 2000 г. Собор был зарегистрирован в государственных органах как религиозная конфессия. При Соборе действовало три краевых духовных центра (Восточноукраинский, Западноукраинский, Североукраинский) и Университет Родной Украинской Веры. На своем Учредительном съезде Собор принял, по аналогии с Объединением Родноверов Украины, Символ веры. Боги, в понимании членов Собора, это "могущественные духовные личности, которые родились из Тела Дажбога". Эти боги не являются ипостасями одного Бога, как у В. Шаяна - наиболее авторитетного "пророка" украинского язычества ХХ века. По убеждениям последователей Собора, боги сегодня снова возвратились к украинскому народу, возродив свои "земные тела". То есть подтверждается понимание богов не как равноправных небесных властителей, а как отделенных от Единого Бога проявлений, его разнообразных сил, в индуизме таких богов называют аватарами, то есть земными воплощениями Бога.

  Родная Православная Вера. Это течение является второй родноверческой конфессией, по своим организационным возможностям и численностью, на Украине. Процесс его создания начался в 2001 г., когда часть родноверов, рунверовцев и украинских патриотов Хмельницкой обл. образовали независимую, внепартийную и внеконфессиональную организацию - Подольский полк Характерного казачества Украины. На ее основе начали возникать сугубо религиозные общины, первой из которых была Каменец-Подольская община Родной Православной Веры "Источник Рода", образованная летом 2001 г. Спустя некоторое время возникли Киевская община "Киевская Русь" (2002) и "Покон Рода" (2003), Хмельницкая община "Алатырь" (2002) и Ужгородская "Стражи гор" (2003). Сегодня Родная Православная Вера объединяет 20 общин правоверов, в процессе регистрации находятся 60. Всего охвачено около 1500 человек в разных регионах Украины. В марте 2004 г. прошло Вече Родителей (собор) Родной Православной Веры. Конфессию возглавляет, с титулом "Его Светлость Верховный Волхв Родной Православной Веры", Владимир Куровский. Существует 4 краевых отделения: Киевское (возглавляет жрец Борей); Запорожское (возглавляет волхв Световит); Подольское (возглавляет волхв Межимир); Карпатское (возглавляет волхв Володар). Днем зарождения Родной Православной Веры, как конфессии, следует считать 1 мая 2003 г., когда в Никополе, на месте Мыкитинской Сечи, был проведен Совет Волхвов, который провозгласил "создание конфедерации общин под единым названием "Родная Православная Вера"... "Конфедерация объединяет общины Родной веры с этническим пониманием Единого и многообразного Бога" [7]. А уже 15 июня того же года на священной для родноверов горе Богит (месте пребывание в древности знаменитого Збруцкого Святовита) состоялось окончательное утверждение решения об образовании новой конфессии родноверов – Родной Православной Веры [7]. "Православные родноверы" почитают Род как наивысшую сущность Бога, других богов считают проявлениями Единого Рода. Стоят на позиции сохранения традиционной Родной Веры без реформ и преобразований. Считают, что их вера не является возрождаемой, поскольку никогда не исчезала, а передавалась из рода в род в семьях подольских знахарей и ворожбитов, из которых происходят волхвы этой конфессии. Последователи Родной Православной Веры называют себя русинами, считая, что этноним "украинцы" был искусственно создан.

  Объединение Родноверов Украины (ОРУ). Возглавляется волхвиней Зареславой (Галиной Лозко), было зарегистрировано, как религиозный центр последователей вероучения В. Шаяна, 24 мая 2001 г., в его состав входят 5 общин, которые признают себя последователями шаяновского учения о "генотеизме". ОРУ провело уже два собора: первый 25-26 августа 1998 г. и второй 23-24 августа 2001 г. в Киеве [5, 10]. Первый собор утвердил Символ Веры, Славу Великую и Предостережения Потомкам (морально-этические правила язычника), а главное - зафиксировал существование ОРУ и создал управляющий орган — Священный Совет. На втором соборе обсуждались внутриорганизационные вопросы, а также поднималась проблема дискриминации родноверия в условиях сосуществования с христианством. Собор учредил орден "Князя Святослава Завоевателя" и наградил им нескольких лиц. ОРУ входит в мировую организацию этнических религий (WCER), на конгрессах которой родноверов ОРУ постоянно представляет Г. Лозко. Киевской общиной украинских язычников "Православие" издается всеукраинский журнал "Сварог", на страницах которого ОРУ освещает свои взгляды. Родноверы ОРУ признают верховным Богом украинского пантеона Сварога, основываясь в своих убеждениях на "Велесовой книге", в которой это имя упоминается чаще всего. Жестко подвергают критике РУНВеру и не признают магию родноверческой формой религиозной практики.

 По признаку наличия организации можно говорить также о родноверческой группе "Большой Огонь" - направлении, созданном в Житомире. "Большой Огонь" по своей идеологии относится к родноверию скорее общеславянского, нежели украинского содержания. Основателем учения и его лидером выступил Г. Боценюк, который в последние годы перенес свою деятельность из Житомира в Киев. Как и последователи собора РУВ, родноверы "Большого Огня" верят в присутствие "великих пращуров" в настоящем. Разработано детальное учение о божественной генеалогии, в частности отцом богов считается Род. Среди наиболее чтимых богов в "Большом Огне" - Сварог, Перун и Род. Не имеют своих организованных приверженцев два течения - "Ладовера" и "Ягновера". Идейными лидерами первой являются О. Шокало и Ю. Шилов. Вероучение "Ладоверы" нельзя считать сугубо национальным, оно охватывает традиции и культуру многих индоевропейских народов. "Ягновера", созданная В. Рубаном в конце 1980-х годов, также не имеет организованных общин приверженцев. Вероучение раскрывается в книге "Берегиня", которая в 1999 году была автором заново отредактирована и опубликована в журнале "Киев" под названием "Бережа". В последние годы наметилась тенденция к организационному объединению родноверов, что подтверждается регистрацией в 2000 г. Собора РУВ (Собора Родной Украинской Веры), ОРУ (Объединения Родноверов Украины) в 2001 г., а также созданием объединения общин Родной Православной Веры. Основными конкурентами украинского родноверия на Украине выступают российские родноверы. Недостаточное развитие украинского родноверия, отсутствие полиграфической базы, низкий уровень информирования могут обусловить приход прородноверчески настроенных украинцев в общины российского происхождения, в которых все вышеуказанное стоит, в качественном отношении, на порядок выше. На Украине российское родноверие представлено не только идейно, но и организационно - соответствующие общины существуют в Запорожье, Харькове и других восточноукраинских городах. Единственным направлением российского родноверия, которое пропагандируется на Украине и не имеет четко выраженных политических основ, является инглиизм. Инглиизм, по самоопределению его последователей, - это "вероисповедание людей с белым цветом кожи". Как утверждают последователи инглиизма, их церковь существует еще со времен крещения Руси, и лишь она сохранила "чистую веру Первопредков". Эта ветвь довольно заметно выделяется среди всех других российских родноверческих течений. Так выглядит современная "языческая карта" Украины. Родноверы не являются организационно объединенными в одной конфессии и представлены целым рядом течений и направлений в среде этих течений.Имеющиеся направления родноверия не все оформлены в общины и имеют организованных приверженцев. Зарождение родноверия началось независимо от украинцев диаспоры, и с возрождением украинской государственности было ими дополнено и катализировано. С 1991 г. Родная Вера находилась под сильным влиянием РУНВеры и Украинской Родной Веры В. Шаяна, основные идеологические и философские постулаты черпались из учений указанных направлений украинской этнической религии. Вместе с тем, с середины и, особенно, с конца 1990-х гг., началось активное деление родноверческих течений. Весьма заметным является влияние российского родноверия. Мощная пропаганда российских родноверов, солидные, в сравнении с украинскими единоверцами, финансовые возможности дают основание опасаться привлечения прородноверчески настроенных граждан Украины именно к российским родноверческим группам. Вообще современное украинское родноверие является религиозным меньшинством, которое очень быстро увеличивает число своих приверженцев, о чем свидетельствует увеличение численности родноверческих общин с одной в 1993 г. до нескольких десятков в 1999-м.

* ОСИД РУНВеры (Объединение сынов и дочерей Родной Украинсокй Национальной Веры) – церковное объединение одного из неорелигиозних течений.

 

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТЕЕ РОДНОВЕРИЯ РУСИНОВ УКРАИНЫ В НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ.

Jan. 28th, 2010 at 9:21 AM http://bohumyr.livejournal.com

В нашей статье, на обозначение части славян проживающей ныне в Украине, мы будем использовать самоназвание, бытовавшее с Х по ХХ век – русины. Понимая под этим самоназванием не только и даже не столько политическое движение в Закарпатье, сколько славян названных в конце ХІХ века украинцами.
Среди известных течений русинской этнической веры можно отметить несколько. Организационно лучше всего оформленными являются течения – Родовое Огнище Родной Православной Веры с центром в Тернопольской области, Объединение Родноверов Украины с центром в Киеве, Собор Родной Украинской Веры с центром в г. Винница, Руськое Православное Коло с центром в г. Запорожье, Славянское духовное движение «Великий Огонь» с центром в г. Житомир и Киев. Не следует также обходить вниманием десятки религиозных общин родноверческого содержания, которые не являются зарегистрированными или же не относятся к общепризнанным в религиоведении течениям украинского родноверия. Таких общин есть вдоволь по всей Украине, автору, в частности, известные такие в городе Харькове, Одессе, Черновцах, Полтаве, Севастополе, Рубежном, Днепропетровске.

РОДОВОЕ ОГНИЩЕ РОДНОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ВЕРЫ
На сегодняшний день это течение является наиболее динамично развивающимся, и таким которое объединило реально действующие общины исповедников Родной Веры русинов. Огнищане объединены в Родовом Огнище Родной Православной Веры (РО РПВ) которое возглавляется Верховным Волхвом Володимиром (Куровским В.В.).
Процесс создания Родового Огнища РПВ начался в 2001 г., первой из общин была Каменец-Подольская община Родной Православной Веры "Источник Рода". Сегодня РО РПВ объединяет около 108-ми религиозных общин, на разных этапах становления, в разных регионах Украины, России, Беларуси, Молдовы и Германии. Непосредственно в России действует 10 общин РО РПВ, в таких городах как: Москва, Старый Оскол, Волгоград, Пятигорск, Ростов-на-Дону, Краснодар, Славянск-на-Кубани, Набережные Челны, Белгород и Георгиевск. 30 марта 2005 г. Госкомрелигии Украины провел официальную регистрацию РО РПВ.
Огнищане почитают Единого и Многопроявного Бога, которого именуют Родом. Он есть источник всего сущего и несущего. Род Всебог проявляется в ликах Богов и Богинь, Сварожичей. Боги (Сварожичи) рождены Сварогом и Ладой, соответственно мужским и женским началом Вселенной, ликами Рода Всебога. Родные Боги суть проявления трех состояний вселенной (Рода-Рожанича) – творения, созидания и разрушения. Именно поэтому основное мировоззренческое учение Родной Православной Веры называется учением о Триглаве. В Родовом Огнище РПВ почитаются только те лики (имена) Богов которые есть в устной народной традиции либо вспоминаются в письменных источниках. Отношение к «Велесовой книге» уважительное, с той оговоркой, что огнищане не предают значения времени написания этой книги, разделяя в принципе мировоззренческие постулаты этого произведения и используя их в своей обрядовой и повседневной жизни.
Именуя себя «православными» огнищане выводят это понятие от славянских слов «Правь» и «слава», то есть быть православными в их понимании быть славными Правью, славянскими Богами и Предками. Использование этого же термина христианами с XV века огнищане считают приспособленчеством чужой веры к славянским представлениям и языку. Главный аргумент тот, что точным переводом греческого слова «ортодоксия», коим называют восточных христиан во всем мире, на наш язык будет «истинное учение».
Огнищане считают славян одним единым народом, который создал несколько государств в Европе. Главными элементами, по которым самоотождествяются славяне это вероисповедание (вера в славянских Богов) и кровь (принадлежность к определенной ветви ДНК групп и антропологических типов), а язык и национальность, играют второстепенное, хотя и не маловажное значение. Такое понимание славянства помогло наладить дружественные отношения с такими организациями и лидерами славянских родноверов как ССО СРВ (разработан и опубликован Единый Славянский календарь), Велесов Круг, Словянска Вяра (Польша), Перумова дубрава (Чехия). РО РПВ, по приглашению Ионаса Тринкунаса, является членом WCER, Всемирного конгресса этнических религий.

СОБОР РОДНОЙ УКРАИНСКОЙ ВЕРЫ
Это течение своими корнями достигает 1991 года, когда была создана Винницкая община Родной Веры "Побужье". В 1994 г. несколько винницких родноверческих общин объединились образовав Собор Родной Веры4. Но тогда не удалось зарегистрировать эту религиозную структуру. Поэтому указанные общины вошли в состав отколовшегося от мировой организации рунверовцев киевского ОСИД РУНВеры (Объединение сынов и дочерей Родной украинской национальной веры), которое ныне фактически прекратил свое существование. В 2000 г. по недоразумению с руководством ОСИД РУНВеры винницкие общины были исключены из этого объединения и уже 28-29 октября вместе с другими общинами (вместе 11) образовали Собор Родной Украинской Веры. 28 декабря 2000 года Собор был зарегистрирован в Госкомрелигии Украины как религиозная конфессия.
При Соборе, до отхода Восточноукраинского, действовало три краевых духовных центра (Восточноукраинский, Западноукраинский, Североукраинский) и Университет Родной Украинской Веры. На своем Учредительном съезде Собор принял Символ веры. Вот как он выглядит:

"Я, родновер Собора Родной Украинской Веры осознаю, что:
ДАЖБОГ - Могущественный, Справедливый, Лучезарный, Вседающий Господь Украины и украинского Народа;
УКРАИНА - это Святая Земля, которую избрал Господь Дажбог и благословил быть Родиной моих Арийских Предков и моего Украинского Народа;
во Вселенной действуют БОГИ РОДНОЙ УКРАИНСКОЙ ВЕРЫ; Они являются проявлением Силы Божьей в земной жизни."

Теологические постулаты Собора не были такими с самого начала его существования. В частности, что касается третьего пункта Символа веры. В книге "Наука Родной Веры" изданной под редакцией Олега Безверхого (главы конфессии) в 1993 г. про "БОГОВ РОДНОЙ УКРАИНСКОЙ ВЕРЫ" ничего не говорилось. Вместо них встречаются такие духовные существа, по определению О.Безверхого, как Дажбожичи, Духи Предков, Сын Дажбожий, Святой Дух Дажбожий. В учении Собора на начальных этапах становления ощутимо сильное влияние РУНВеры: "Родная Вера - это вера в Єдиносущьного Господа Дажбога. Родная Вера была и остается однобожной верой нашего народа. Наша вера до крещения не была многобожной". И ни о каких Богах речи не шло, даже не упоминалось. Таким образом, видим трансформацию вероучения Собора Родной Украинской Веры под влиянием внешних, организационного плана, и внутренних факторов саморазвития учения в направления ответвления от других родноверческих течений.
Главное учение Собора РУВ это учение о едином Господе Украины – Дажбоге и его избранном арийском народе – украинцах. При этом, арийской крови в украинском народе они видят только 30%, а самих украинцев славянами считают только по языку. Учение о едином Дажбоге, говорят в Соборе РУВ, пришло в Украину от иранских племен аланов, которые первыми пришли к монотеизму и верили в единого бога Хорса (http://ogin.mybb3.net/viewtopic.php?t=3 13&postdays=0&postorder=asc&start=40). От смешения алан и славян был создан народ антов, которые и есть первые украинцы. Политеизм и монотеизм по их мне мирно сосуществовали в старину, потому и сегодня в Родной Вере есть многобожники и Дажбожья вера. Дажбога «соборовцы» видять как кристализированную духовную сущность.
Собор РУВ критично и категорически негативно воспринимает «Велесову книгу» считая ее частично подделкой Миролюбова, частично письменами чешского народа, частично действительно аутентичным произведением. Но, поскольку ВК не провозглашает Дажбога главными или единым Богом славян и конкретно украинцев, то сия книга расценивается «соборовцами» как попытка извратить Дажбожью веру.
Собор РУВ следует относить к мировоззрению, которое пробует сделать симбиоз из украинского национализма и РУНВеры. Интересен тот факт, что Олег Безверхий является родственником хорошо известного в России лидера «Союза Венедов» Виктора Безверхого (Остромысла), а их идеи о мессианстве украинцев имеют четкую параллель. Именно этот «украинский вопрос» привел к расколу «Союза Венедов».

ОБЪЕДИНЕНИЕ РОДНОВЕРОВ УКРАИНЫ
Возглавляется Волхвиней Зореславой (Г.Лозко), было зарегистрировано, как религиозный центр последователей языческого вероучения 24 мая 2001 г. В его состав входят, формально, около 27-ми общин, которые признают себя последователями учения о "генотеизме". Реально же практически все общины существуют формально, либо же не проводят регулярной религиозной практики (кроме Киевской и присоединившейся к ОРУ в 2009 г. общины из Винницы). ОРУ провело два Собора, первый 25-26 августа 1998 г. и второй 23-24 августа 2001 г.8 в Киеве. Первый Собор утвердил Символ Веры, Славу Великую и Предостережения Потомкам (морально-этические правила язычника). ОРУ, как и РО РПВ, входит во Всемирный конгресс этнических религий WCER. Киевской общиной украинских язычников "Православие" выдается Всеукраинский журнал "Сварог", на страницах которого ОРУ освещает свои взгляды. В последние годы ОРУ взялось за активную работу на международной арене, инициировав создание Родового славянского веча.
Язычники ОРУ верят в единого и многопроявного Бога, которого называют то Родом, то Сварогом. Их вероучение целиком опирается на «Велесову книгу» которую они почитают священным письмом украинцев. В ОРУ есть тенденции к тому, дабы отменить употребления всех имен Богов, которые отсутствуют в ВК. Понятие «православие» понимается в ОРУ как «славление Прави», православный, соответственно – славящий Правь.
В идеологическом срезе ОРУ является организацией стоящей на позициях украинского национализма. Некоторое время контактировали с ССО СРВ в рамках Родового веча славян.

ВЕЛИКИЙ ОГОНЬ
По признаку наличия организации можно говорить также о родноверческой группе „Великий Огонь”- конфессии созданной Г.Боценюком в Житомире в начале 1990-ых годов. „Великий Огонь” (ВВ) по своей идеологии относится к язычеству нетеистического толка. Творцом учения и лидером конфессии выступил сам Г.Боценюк, которого именуют Князем Огином. В «Великом огне» считается не скромным именовать себя волхвами, а князь, это титул более или менее нейтральный и не заносчивый.
Как утверждает основатель ВВ, вера предков была раскрыта ему в тайной книге древних волхвов «Волхв Сила», которую он бережно хранит от лихих людей и которая передавалась из поколения в поколение с древнейших времен. «Велесова книга» то не считается культовой но не поддается сомнению ее историчность, то оглашается подделкой, а сам Бог Велес пришлым от хозар персонажем.
Боги в представлении последователей ВВ это и навии, души великих предков которые не умерли но живут среди потомков, и силы природы, то есть стихии. Это не Боги в понимании личностей пребывающих в неком духовном пространстве и действующих в явном мире, это души предков и стихии которые были обожествлены потомками. То есть речь идет о славянской форме евгемеризма, когда Боги есть не более чем искаженное представление о великих исторических личностях. Не лишним будет отметить, что именно благодаря евгемеризму ранние христианские проповедники обращали неофитов в новую веру. Именно с этой целью евгемерские идеи изложены в «Хождении Богородицы по мукам» и «Повести временных лет», где славянские Боги изображались либо просто грешниками, либо древними царями.
Последователи "Великого Огня" верят в присутствие "великих пращуров", навиев в настоящем. Разработанное небольшое учение про генеологию навиев, в частности отцом Перуна, Одина и Водана считается Род. Среди наиболее чтимых навиев в ВВ являются Сварог, Перун и Род. Не обошла концепцию "Великого Огня" идея мессианства, присущая некоторым родноверческим течениям, они, в частности, считают своим предком Перуна и в связи с этим ожидают его прихода. Календарная обрядность, как и у других родноверов, построенная вокруг празднования четырех основных годовых солнечных праздников, которые олицетворяются Хорсом, Ярилою, Световидом и Сварогом. Некоторое время «Великий Огонь» сотрудничал с Кругом Языческой Традиции (КЯТ), пока в 2009 году они не были прерваны из-за антиукраинских высказываний соучастников КЯТ на форуме «Дом Сварога». В 2009 г. ВВ стали участниками WCER, как ОРУ и РО РПВ.

РУСЬКОЕ ПРАВОСЛАВНОЕ КОЛО
Руськое Православнее Коло (РПК), основано в 2007 году в результате попытки раскола Родового Огнища Родной Православной Веры. Возглавляет это родноверческое объединение верховный волхв Световит Пашник, центр находится в г. Запорожье. С октября 2008 г. по декабрь 2009 г., в результате уже внутреннего раскола существовало два Руських Православных Кола, одно во главе с С.Пашником, второе управлялось группой состоящей из: О.Андрусенко, В.Пихота, Д.Гирак и других. Второе РПК прекратило свое существование после присоединения основных учредителей к ОРУ в декабре 2009 года. Из десятка общин реально действующими являются не более двух-трех из Запорожья и Днепропетровска.
Богопонимание РПК мало чем отличается от того, которое существует в РО РПВ, разве что женою Сварога родноверы РПК почитают Макошь, а не Ладу. В РПК также отвергают перевоплощение душ в разных народах, считается, что души украинцев рождаются только среди украинцев.
Особое внимание глава РПК уделяет изучению мифологии и мифологических систем арийских народов, календарю Родной Веры. Особенностью РПК есть то, что лишь в этом объединении вполне приемлемыми для наречения считаются такие имена как Василий, Антон, Ольга, Давид, Сергей. «Велесову Книгу» в РПК считают аутентичным памятником и используют как неоспоримый источник вероисповедания и обрядодеяния. Что касается понятия «православие» то в РПК полностью разделяют точку зрения РО РПВ и ОРУ.

Говоря в целом о родноверческом движении русинов, следует отметить такие отличительные черты от подобного же движения в России как:
- большинство общин и объединений официально зарегистрированы, и владеют всей полнотой прав на равнее с иными религиями;
- малое участие в политических процессах и вообще низкий уровень политизации (за исключением ОРУ);
- отсутствие издательской базы и изданий вообще (за исключением РО РПВ);
- наличие официально признанных властями святынь (кумиров, капищ, святилищ) и беспрепятственное проведение публичных мероприятий в больших городах;
- отсутствие единой влиятельной христианской церкви в Украине дает возможность внедряться в воспитательный процесс в школах и детских организациях;
- ощутимые тенденции к монотеизации вероучения, в лице РУНВеры и Собора РУВ;
- наличие координирующей организации, Веча украинских родноверов, в котором берут участие практически все объединения (хотя это и никак позитивно не сказывается на развитии движения в целом);
- замкнутость исключительно на Украине и ее национальных особенностях (за исключением РО РПВ).
Кроме того, автор умышленно не поднимал вопрос о РУНВере (Родной Украинской Национальной Вере), поскольку не считает данную религиозную конфессию родноверческой. РУНВера есть реформированным вероучением, которое считает дохристианскую религию Славян примитивной и такой, которая не отвечает потребностям современности. По мнению Л.Силенка, основателя вероучения, высшей формой развития религии есть абсолютный монотеизм.

28.01.2010 влх. Богумир Дмитриевич Миколаев   

Источники:
1. Вперше за тисячу років // Триглав - 7511 рік 25 травня. - № 2(4).
2. Релігієзнавчий словник / за ред. Колодного А. - К.,1996.
3. Безверхий О. Наука Рідної Віри - Вінниця, 1993.
4. Лозко Г. Словник ведійських Богів // Сварог - 1997 - № 6.
5. Шаян В. Віра предків наших – Гамільтон,1987.
6. Лозко Г.Воловник. Карби язичницького віровчення. - К.,1994.
7. Князь Огин (Г.Боценюк).Моя борьба -http://www.ogin.in.ua/index.php?opt ion=com_content&view=article&id=26:2009-11-14-19-38-46&catid=2:2009-11-01-23-08-06&Itemid=6
8. Миколаев Б. Ведическое Православие: наш путь к богу – Каменец-Подольский, 2006.
9. «Совесть огнищанина» - http://ogin.in.ua/index.php?option=com_ content&view=article&id=67:-q-q&catid=3:2009-11-01-23-08-24&Itemid=8
10. Пашник С. Перевтілення душі воїна - http://svit.in.ua/stat/st18.htm

 

 
< Пред.   След. >

Велесов Круг
Славянская библиотека Славянская библиотека Славянская библиотека Славянская традиция

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования Rambler's Top100 Рейтинг сайтов SunHome.ru (Дом Солнца)