(ВЕЛЕСОВА НОЧЬ)— чародейная
ночь с 30 цветеня/апреля на 1 травеня/мая,
когда Чернобог окончательно передаёт Коло Года Белобогу, а Врата Нави до первых
петухов (либо до самого рассвета) широко распахнуты в Явь. Следующий день (1
травеня/мая) иногда называют Живиным днём.
—
Святодень, когда Мать Сыра Земля и Государыня Вода «засыпают» до будущей весны.
О сию пору им приносят требы и просят у них прощения за «всё, чем досадили» им в завершающемся году. Тако же Святодень сей
посвящён Матери Макоши — Пряхе Небесной, Владычице Судеб, Держательнице
Покутных Нитей всего сущего. В этот день
жрицы Макоши моют и расчёсывают Кудели Судеб
— распрямляют спутавшиеся нити, а тако же предрекают будущее.
Для этого в чару
с заговорённой водой бросают дощечки с изображёнными на них чирами и смотрят:
как легли чиры? По ним и прорекают судьбу.
В пору
двоеверия на Руси отмечали две даты, посвящённые Параскеве Пятнице, почитаемой
в народе Земляной и Водяной Матушкой[3],
Покровительницей браков и Целительницей болезней (особенно, происходящих от
колдовства): 14 листопада/октября — день Параскевы Грязнихи, Параскевы
Порошихи, или Параскевы Трепальницы (лён трепали), и 28 листопада/октября —день
Параскевы Пятницы, или Параскевы Льняницы. В деревнях о сию пору начинали мять
и трепать лён, готовя его для пряжи. Девки и бабы выносили вытрепанный лён на
показ, устраивая «льняные смотрины».
1) На Вешнее
Макошье — 9 травеня/мая-месяца — приносят требы пробуждающимся после зимнего
сна Земле и Воде. Выносят и оставляют с особливыми наговорами в поле хлеб и
яйца; умываются чистой водой, набранной из священных источников; приложив ухо, «слушают
Землю».
2) На Летнее
Макошье (Летние Мокриды) — 19 липеня/июля-месяца, отмечаемое накануне Перунова
дня, — приносят требы Макоши Водяной Матушке и просят у Неё влаги — если стоит
засуха, либо сухой погоды — если идут обильные дожди.
3) На
Спожинки/Госпожинки — 15 серпеня/августа-месяца — благодарят Макошь-Снопоносицу
(Жнивную Матушку) за богатый урожай. Женщины катаются по стерне, собирая силу.
4) На день
Рода и Рожаниц — 8 вересеня/сентября-месяца — к священным источникам приносят
овсяные хлеба, просят у Макоши-Прародительницы (Старшей Рожаницы) оберега на
домашнее хозяйство.
5) На Осеннее
Макошье (Осенние Мокриды) — 28 листопада/октября-месяца — приносят требы Земле
и Воде, просят у них прощения за все возможные оскорбления, нанесённые им за
минувшее лето: «Простите, в чём досадили
Вам!..» На священное дерево, посвящённое Великой Матери, большую берёзу или
липу (либо старую рябину с толстым стволом), навязывают особливые наузы с
прошениями и наговорами. Жрицы Макоши «творят мокриды»: расчёсывают гребнями
кудель («распутывают» Покутные Нити), предварительно омыв кудель «молчальной»
(то есть набранной в молчании — без каких-либо наговоров) водой. Жрец либо
волхв три раза подряд спрашивает у них: «Что
деете?» Они отвечают: «Рукодельице,
батюшка!» Затем: «Лён-конопель
треплем — Красной Макоши на передничек!» И, наконец: «Мокриды творим!» Затем жрицы благословляют всех собравшихся, обходя
коло посолонь и кропя водой с кудели. Все в ответ кланяются, благодарят Макошь
за Дары Её, после чего устраивают братчинный пир горой.